Сравнение функций реализуемых ДАУ и АСУ ТП

Система автоматизации элеватора выполняется с учетом требований Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья (ПБ-14-586-03) .

Система дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) электроприводами  оборудования обеспечивает следующие функции:

1. выбор одного из возможных маршрутов перемещения сырья и контроль подготовленного к  работе оборудования;

2. предпусковую звуковую сигнализацию оповещения персонала;

3. включение аспирационных установок с опережением на 15 с включения технологического и транспортного оборудования;

4. выключение аспирационных установок через 20 с после остановки технологического и транспортного оборудования;

немедленная остановка оборудования при аварийной остановке аспирационных установок;

дистанционный последовательный централизованный плановый пуск электродвигателей оборудования выбранного маршрута осуществляется в направлении противоположном подаче продукта с учетом выдержки на разгон каждого механизма; дистанционная последовательная централизованная плановая остановка электродвигателей оборудования выбранного маршрута осуществляется в направлении подачи продукта с выдержкой времени на сход продукта с каждого механизма;

 при аварийном отключении механизма в работающем маршруте происходит автоматическая остановка без выдержки времени всех механизмов, работающих на аварийный механизм, остановка остального оборудования маршрута происходит планово;

индикация выбранных для пуска в маршруте механизмов (активированных) осуществляется мигающими светодиодами зеленого цвета у символов механизмов на мнемосхеме;

индикация нормально работающих механизмов осуществляется постоянным свечением светодиодов зеленого цвета у символов механизмов на мнемосхеме;

индикация аварийно отключенного механизма (вызвавшего отключение маршрута), осуществляется мигающим светодиодом красного цвета у символа механизма на мнемосхеме;

индикация планово отключенных по блокировке механизмов осуществляется постоянным свечением светодиодов красного цвета у символов механизмов на мнемосхеме;

аварийную остановку всех электродвигателей технологического оборудования с любого этажа и пульта управления (диспетчерской);

местное управление электроприводом каждой единицы оборудования;

выбор дистанционного или местного управления производится для каждой единицы технологического или транспортного оборудования на силовых панелях в РП;

предусмотрены магнитные заграждения на приеме сырья и при подаче продукта на сушилки;

аварийное отключение оборудования осуществляется при следующих нештатных ситуациях:

                  - при завале и подпоре продуктом;

                  - при сходе ленты нории и по сигналу РКС;

                  - при остановке шлюзового затвора циклона;

                  - при отключении аспирации.

дистанционное и местное управление электроприводами задвижек и перекидных клапанов, с контролем их положения на пульте управления;

контроль нормальной работы задвижек и перекидных клапанов по времени перехода из одного крайнего положения в другое и выдача сигнала о неисправности на мнемосхему оператору;

автоматическое закрытие быстродействующей задвижки по срабатыванию датчика взрыва, установленного в головке нории и дистанционное открытие быстродействующей задвижки после устранения причины её срабатывания с панелей в РП;

контроль за загрузкой нории по амперметру на пульте управления в диспетчерской;

дистанционный контроль верхнего уровня зерна в емкостях с пульта управления и автоматическое отключение работающего маршрута в случае срабатывания соответствующего датчика
уровня;

дистанционный контроль температуры сырья в емкостях (15 точек по объему) построенный в виде отдельной системы с выдачей аварийного сигнала на пульт управления оператора;

Контроль за работой технологического и транспортного оборудования производится с применением технических средств, сертифицированных Госгортехнадзором России.

Нории оборудованы заводом изготовителем устройствами контроля работы типа УЗКС-01. Дополнительно  каждая нория оборудована контроллером производительности типа КПН-4М, производитель ООО «Зерноприбор».

Шлюзовые затворы систем аспирации оборудованы реле контроля скорости, реализованном на контроллере, и индукционным датчиком РКС.

При загрузке силосов и бункеров, обеспечивается контроль верхнего уровня в них и блокировка маршрута по сигналу датчика уровня в выбранном силосе или бункере. В качестве датчиков верхнего уровня использованы емкостные датчики типа “VSP-DD-4000” фирмы “Веспер”, закрепляемые на кронштейнах, предусмотренных заводом-изготовителем.

Включенное состояние механизмов контролируется контактами соответствующих магнитных пускателей.

Система дистанционного автоматизированного управления построена на базе модульного программируемого контроллера PREMIUM фирмы Schneider Electric.

Для технологического оборудования обеспечивается два режима управления: дистанционный и местный, при этом предусматривается следующая индикация состояний светодиодами на мнемосхеме у символа механизма:

- не используется – индикация отсутствует;

- выбран в маршруте, но не включен – мигающий зеленый;

- выбран в маршруте и включен – постоянный зеленый;

- аварийно-отключенный – мигающий красный;

- отключен планово при остановке маршрута – постоянный красный.

Положение перекидных клапанов и задвижек контролируется концевыми выключателями.

Для задвижек предусматривается следующая индикация состояний светодиодами на мнемосхеме у символа механизма:

- открытое положение – постоянный зеленый;

- закрытое положение – постоянный красный;

 - промежуточное положение при включении питания контроллера – индикация отсутствует;

- не достигнуто крайнее положение за отведенное время при перемещении (авария) – мигающий красный.

Для перекидных клапанов предусматривается следующая индикация состояний светодиодами на мнемосхеме у символа механизма:

- правое (левое) направление – постоянный зеленый;

- промежуточное положение при включении питания контроллера – индикация отсутствует;

- не достигнуто крайнее положение за отведенное время при перемещении (авария) – мигающий красный.

Достижение верхнего уровня индицируются постоянным красным свечением светодиода на мнемосхеме внутри символа соответствующей емкости.

Выбор выполняемой операции например «Приемка», «Пересыпка», «Отпуск», производится нажатием кнопки «Пуск» соответствующей операции.

При этом положение перекидных клапанов приемных и выпускных задвижек должно быть предварительно установлено оператором в соответствии с выбранным направлением перемещения продукта.

В течении 10 секунд после нажатия кнопки «Пуск» производится индикация мигающим зеленым светом всех механизмов, входящих в выбранный маршрут.

Условием запуска маршрута является соблюдение правильного положения перекидных клапанов, задвижек, открытое состояние быстродействующей задвижки и отсутствие блокировки по датчику уровня в выбранном маршруте.

Выбор положения задвижек и перекидных клапанов производится включением соответствующего переключателя в нужную сторону на наборном поле мнемосхемы и подтверждается включением соответствующего светодиода. Состояние задвижек индицируется на мнемосхеме:

зеленый постоянный  -  задвижка открыта;

красный постоянный - задвижка закрыта;

красный мигающий – аварийное промежуточное состояние.

        Если маршрут набран правильно, то через 10 секунд начинается запуск маршрута в последовательности:

-предпусковая (прерывистая) сигнализация звуковая сигнализация;

- запуск соответствующих аспирационных установок;

-запуск маршрута, начиная с последнего (по ходу продукта) механизма;

В случае, если оператор в течение 10 секунд после нажатия кнопки «Пуск» нажимает «Сброс», индикация прекращается. Необходимо произвести повторный выбор и запуск технологической операции.

 Система ДАУ обеспечивает последовательный запуск всех механизмов маршрута с определенным интервалом времени на разгон механизма (настраивается).

При запуске механизма, в набранном маршруте, соответствующий ему светодиод на мнемосхеме переходит из мигающего режима в постоянно светящийся, что свидетельствует о нормальной работе механизма. При нормальной работе всех механизмов маршрута, соответствующие им светодиоды светятся постоянным зеленым светом.

О работе выбранного маршрута свидетельствует свечение зеленого светодиода в поле набора маршрута, рядом с кнопкой «Пуск».

В режиме дистанционного управления, при аварийном отключении одного из механизмов маршрута, автоматически отключаются предыдущие механизмы по ходу движения продукта.     Аварийно-отключенные механизмы индицируется на мнемосхеме мигающим красным светом.

При достижении верхнего уровня в загружаемой емкости, производится плановое выключение маршрута с учетом определенных (устанавливаемых) для каждого механизма выдержек времени, необходимых для освобождения от продукта соответствующего транспортного оборудования.

Срабатывание датчика уровня отображается на мнемосхеме включением соответствующего красного светодиода.

После включения предупредительной сигнализации сброс маршрута невозможен.

Остановка работающего маршрута (технологической операции) возможна только после пуска всего маршрута или по истечении контрольного времени пуска маршрута.

Плановый останов работающего маршрута производится оператором после прекращения подачи продукта на поточную линию  путем повторного выбора (активации) останавливаемого маршрута и нажатия кнопки “СТОП” соответствующей операции на панели управления механизмами. Указанное состояние отображается включением красного светодиода на символе остановленных механизмов мнемосхемы, до момента остановки последнего механизма, после чего индикация отключается.

Одновременно возможна остановка только одного маршрута.

Предусматривается прерывистая звуковая сигнализация перед запуском маршрута и постоянная звуковая сигнализация аварии механизмов, которая снимается кнопкой «СЪЕМ ЗВУК. СИГНАЛА» на мнемосхеме.

Снятие аварийной световой сигнализации осуществляется выбором (активацией) аварийного  маршрута и нажатием кнопки «СТОП».

Для целей наладки и ремонта используется режим местного (деблокированного) управления механизмами.

Переход в местный режим производится путем перевода переключателя в положение “МЕСТНЫЙ” на силовых панелях управления механизмами в электрощитовой.

Для аварийной остановки одновременно всех механизмов служат кнопки “АВАРИЙНЫЙ СТОП”, размещенные как на мнемосхеме, так и в разных местах зернохранилища, что позволяет экстренно произвести аварийное отключение всего оборудования.

Эксплуатация объекта с ДАУ требует от оператора обслуживающего данный объект хорошего знания технологического процесса и возможных маршрутов перемещения сырья, т.к. набор направления движения продукта выполняется дистанционно с мнемосхемы в операторной.

При большой разветвлённости транспортных потоков и наличии нескольких возможных путей перемещения сырья выполнения одной и той же технологической операции, например через несколько различных норий, возможны ошибки в действиях низкоквалифицированного оператора, что не позволит пустить маршрут до исправления ошибок в его наборе.

Так же при наборе второго, третьего и т.д. маршрутов, при работающей части транспортного оборудования необходимо провести анализ возможности совместного пуска набираемого с уже работающим маршрутом.

Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) позволяет освободить оператора от решения подобных задач, т.к. логический анализ возможности выполнения требуемой операции и переключение транспортных потоков производится контроллером на основании, заложенных в него при программировании алгоритмов оптимизации.

Функции оператора в этом случае сужаются до следующих:

а) выбор требуемой операции;

б) указание источника подачи сырья;

в) указания приёмника сырья;

г) пуск и останов выбранной операции;

д) в случае аварийной остановки определить аварийный механизм по сигналам АСУ ТП на мнемосхеме.

Все операции по набору, последовательному пуску и контролю, за работой механизмов, берет на себя АСУ ТП.

 

ГАЛЕРЕЯ ОБЪЕКТОВ
Республика Татарстан
ООО "Репродукт"

ООО «АгроБалт трейд»
Ленинградская область
ООО «АгроБалт трейд»

Элеватор для шрота объемом 6 000 куб. метров

ВСЕ ОБЪЕКТЫ  |  ВСЕ РЕГИОНЫ